В банке Тинькофф набирает обороты блокировка счетов малого бизнеса, расторжение договоров и снятие комиссионных с остатка в одностороннем порядке. В результате в адрес данной организации поступает множество негативных комментариев от возмущенных клиентов.
Суть претензий клиентов в Тинькофф Банк
Претензиям клиентов Тинькофф предшествует тот факт, что владельцу счета на мобильный телефон приходит СМС-уведомление о невозможности совершать финансовые операции. Если проще – Тинькофф заблокировал счет и просит связаться с менеджером.
Следующий шаг банка – требование предоставить определенный пакет документов. Это может быть информационное письмо о деятельности компании с описанием принципа формирования прибыли и выручки. Могут потребовать договор с контрагентами по указанному количеству последних операций. Иногда нужны сведения о наличии арендованного или собственного транспорта, помещения, о численности сотрудников и тому подобную информацию.
В большинстве случаев результатом изучения документов является решение Тинькофф об отказе в сотрудничестве. Так происходит, даже если все требуемые бумаги были предоставлены в указанный срок. В качестве объяснения банк ссылается на Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ. Клиент получает предписание о необходимости закрыть счет, а остаток вывести в иной банк. При этом необходимо уплатить 15% комиссионных.
Но и это не все. В связи с закрытием расчетного счета финансовая организация имеет право удержать с клиента 10% комиссии от суммы денежного перевода. Основание – «Условия комплексного банковского обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой», п. 5.9 банка Тинькофф.
Естественная реакция владельца счета – предъявление претензии о неправомерном закрытии счета и прекращении дистанционного обслуживания. При это клиент может соблюдать все требования банка и своевременно предоставлять документацию.
На каком основании блокируются счета
Счет ООО или ИП может быть заблокирован по нескольким причинам:
- неуплата налогов;
- нарушение сроков отчетности или декларации;
- утеря сданной отчетности контролирующими органами;
- несоответствие фактического адреса места нахождения юридического лица и указанного в документах;
- совершение подозрительных операций в рамках 115-Ф3.
Банк предпочитает делать ссылку именно на последний пункт. Для блокировки счетов он руководствуются «Методическими рекомендациями ЦБ РФ от 21 июля 2017 г. № 18-МР» и другими материалами. Их цель – оказать помощь в выявлении сомнительных операций. В частности, операций по легализации доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма.
В данных документах указывается большое количество критериев. Однако финансовым компаниям выгоднее рассматривать этот вопрос в одностороннем порядке. То есть сосредоточиться на рекомендации ЦБ РФ акцентировать внимание на клиентах, которые либо не платят налоги, либо платят, но не полностью. Банкам предлагается отталкиваться от значения около 0,9% от дебетового оборота по р/с.
Тинькофф пользуется предоставленной возможностью, игнорируя другие рекомендации. В них указывается, что данный критерий не должен быть единственным для оценки.
Выгода Тинькофф Банка от блокировки счетов малого бизнеса
Изначально возникает вопрос, как может быть выгодно банку расторгать договор и блокировать счета. Ведь их обслуживание приносит прибыль кредитной организации.
Но эту ситуацию можно рассматривать и с другой стороны. С владельца малого бизнеса банк снимает определенную сумму по тарифному плану за обслуживание, транзакции и другие услуги. С учетом количества операций в год и общего количества обслуживаемых счетов набегает неплохая прибыль.
Но есть счета, по которым ежемесячная оборотная сумма достигает колоссальных размеров. Вывод заблокированных средств по условиям Тинькофф возможен только с комиссией. Блокировку выгодно произвести в момент, когда именно эта сумма будет сконцентрирована на расчетном счете. В результате банк быстро приумножает свой заработок.
Как намерены поступить пострадавшие клиенты
Пострадавшим клиентам, а это преимущественно индивидуальные предприниматели и ООО, юристы рекомендуют действовать в определенной последовательности. Оформить претензию и в установленном порядке направить ее в банк.
Для этого следует соблюдать либо общие правила, по которым срок обращения составляет 30 дней, либо руководствоваться условиями договора.
Нужно объяснить банку, что при продолжении неправомерных действий с его стороны владелец счета откажется от сотрудничества с данной финансовой организацией. Обязательно необходимо получить копию постановления о прекращении операций. Затем можно обращаться в судебные инстанции.
Многие клиенты, чьи счета попали под блокировку, обращаются в письменном виде в прокуратуру и составляют жалобу в ЦБ РФ.
Расчетный счет разблокируют по постановлению суда или иного вышестоящего ведомства. Так произойдет, если в банк будет направлено решение ФНС о том, что субъект коммерческой деятельности в полной мере выполнил финансовые обязательства перед налоговой.
Хороший банк, надежный и безопасный